Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Рязань
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Великий Новгород
Архангельск
Ленинградская область
Петрозаводск
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Хабаровск







































Интервью

Мы подготовили бюджет развития Краснодарского края с серьезной поддержкой реального сектора

Мы подготовили бюджет развития Краснодарского края с серьезной поддержкой реального сектора
Фото admkrai.krasnodar.ru
Заместитель главы администрации Краснодарского края Игорь Петрович Галась, курирующий финансово-экономический блок, дал интервью об основных показателях бюджета Кубани на следующие три года.

Игорь Петрович, на сегодняшний день завершено формирование главного документа региона – проекта краевого бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. Какие принципы заложены в его основу?

 

При планировании мы придерживались неизменных принципов: сделать бюджет реалистичным, сбалансированным и отвечающим всем социальным потребностям населения. Но кроме этого, текущие экономические перспективы позволили нам подготовить бюджет развития, предусматривающий серьезную поддержку реального сектора экономики. Работа по обеспечению роста доходного потенциала, которая сегодня ведется и на краевом уровне, и на местах позволила сформировать бездефицитный бюджет.

Текущий прогноз по доходам консолидированного бюджета края на 2019 год без учета федеральных средств – 272,6 млрд рублей с ростом 105,6%. В абсолютной сумме это рост на 14,3 миллиарда к бюджетному назначению текущего года.

 

На какие сферы будет направлена основная часть расходов? Какие наиболее значимые для региона проекты социальной инфраструктуры, отраженные в проекте бюджета,  Вы могли бы отметить?

 

Безусловно, бюджет остается социально ориентированным. В структуре расходов финансирование социальной сферы составляют более 2/3 всех расходов — на нее предусмотрено 159,6 млрд рублей.

Мы продолжим финансирование ранее начатых мероприятий – предоставление пособий, компенсаций, субсидий и других социальных выплат, поддержку материнства и детства, включая поддержку многодетных семей, детей-сирот, развитие общественной инфраструктуры.

В частности продолжится строительство школ и детских садов. Ежегодно объемы финансирования таких объектов мы наращиваем. Если в прошлом году на эти цели было направлено 5,4 млрд рублей, в текущем году – 6,2 млрд рублей, то в 2019 году запланировано уже 6,4 млрд рублей. И это только в первоначальном бюджете. Как правило, в ходе исполнения сумма корректируется в сторону увеличения. В общей сложности расходы на образование в 2019 году составят 56,6 миллиардов рублей.

В здравоохранении тоже запланированы крупные проекты. В этом году завершено строительство перинатального центра в городе Сочи, а со следующего года мы приступаем к возведению лечебно-диагностического корпуса детской краевой больницы в городе Краснодаре. Мы добились федерального софинансирования и с учетом федеральных средств за 3 года на его строительство планируется направить 5,5 млрд рублей. Сдача объекта планируется в 2021 году. Помимо этого в новом году планируются капитальные ремонты больниц и поликлиник, замена медицинского оборудования, строительство офисов врача общей практики. Общий объем финансирования здравоохранения в проекте бюджета составил 24,3 млрд рублей.

Также в регионе достаточно остро стоит проблема с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этом году из краевого бюджета на эти цели предусмотрено 750 млн рублей. В новом бюджете мы значительно увеличили финансирование: планируем выделить 1,5 млрд рублей, а с учетом федеральных средств – 1,7 млрд рублей.

Еще из важных, на мой взгляд, расходов с января нового года запланировано повышение оплаты труда всех категорий работников бюджетной сферы на 5 %. В краевом бюджете на эти цели предусмотрено более 4,1 млрд рублей. Также будут проиндексированы на уровень инфляции социальные выплаты отдельным категориям граждан (в том числе стипендии), расходы на материальные затраты, на питание, на оплату коммунальных услуг.

Кроме того, значительная часть расходов предусмотрена на строительство и содержание автомобильных дорог (24,8 млрд рублей), поддержку сельского хозяйства (7,5 млрд рублей). Будет продолжена поддержка жилищно-коммунального хозяйства, малого и среднего предпринимательства и других сфер.

 

Предусмотрено ли в проекте сокращение долговых финансовых обязательств?   Какие действия будут предприняты для снижения государственного долга? 

 

В прошлом году впервые за ряд лет обеспечено снижение объема государственного долга края — на 850 млн рублей. В этом году мы прогнозируем более существенное снижение – на 4 миллиарда.  Так, объем госдолга по итогам 2018 года должен составить не больше 144,5 млрд рублей.

При этом если на 1 января 2016 года долговая нагрузка на краевой бюджет приближалась к максимально допустимому значению и составляла 98,6 %, то по итогам 2018 года прогнозируется ее снижение до 75 %.

Наши успехи в управлении госдолгом отмечаются и экспертами. Сегодня госдолг края уже не характеризуется как критический, в экспертных обзорах он называется «умеренно высоким». А из последних позитивных новостей — повышение авторитетным агентством «Эксперт РА» кредитного рейтинга Краснодарского края до уровня ruАА- соАА- со стабильным прогнозом.

Получите срочный кредит наличными в день обращения. Оформите заявку на потребительский с моментальным рассмотрением.

Сейчас в крае применяются различные инструменты управления государственным долгом: оптимизация структуры долга, минимизация стоимости обслуживания, гибкое распределение бюджетной нагрузки, связанной с обслуживанием долга, исходя из сроков погашения долговых обязательств. Новые заимствования — кредиты, облигационные займы — осуществляются только для рефинансирования погашаемых долговых обязательств прошлых лет.

В среднесрочной перспективе долговая политика останется без принципиальных изменений. Она позволит обеспечить ежегодное снижение общего объема государственного долга на 4 – 5 млрд рублей. Долговая нагрузка на краевой бюджет по состоянию на 1 января 2022 года должна быть снижена до уровня не более 60 %.

 

Предусмотрено ли в проекте бюджета на трехлетний период  поддержка фермеров? 

 

В настоящее время еще не все средства федерального бюджета распределены между субъектами РФ. В то же время в краевом бюджете на 2019 год на поддержку агропромышленного комплекса в целом уже предусмотрены средства в объеме 6,7 млрд рублей. Это выше первоначальной редакции закона о краевом бюджете на 2018 год на 400 млн рублей,  или более чем на 6 %. Напрямую на поддержку фермеров в новом году предусмотрено 322 миллиона, но кроме этого ещё 300 миллионов заложено на предоставление субсидий гражданам, ведущим ЛПХ, крестьянско-фермерские хозяйства, и индивидуальным предпринимателям в сфере сельского хозяйства.

 

Затронув вопрос финансирования реального сектора экономики: как вы считаете, насколько велика роль господдержки в развитии экономики края?

 

Я считаю, что господдержка — это залог нормального функционирования экономики в целом, не только региональной. На самом деле без неё не сможет обойтись даже сильнейшая рыночная экономика.

Нужно понимать, что господдержка — это не только налоговые преференции, прямое субсидирование или  иные виды финансовой поддержки субъектов из бюджета. Не менее важная форма господдержки  — адекватное регулирование бизнес-среды в рамках полномочий субъектов РФ и органов местного самоуправления, например, регулирование тарифов и цен,  создание здоровой и безбарьерной конкурентной среды, обеспечение равного доступа к участию в поставках товаров, работ и услуг для муниципальных и государственных нужд.

 

В октябре стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года получила одобрение на федеральном уровне. В общей сложности процедура согласования длилась более 9 месяцев. Не изменились ли ее основные параметры? Когда начнется реализация?

 

Действительно процесс согласования проекта новой Стратегии был очень длительным, но направленные в наш адрес замечания и рекомендации федеральных органов власти не повлекли никаких принципиальных изменений в документе. Важно отметить, что мы начали разрабатывать Стратегию еще задолго до того, как был опубликован последний майский указ Президента и названы новые национальные цели  и национальные проекты. Однако нам удалось верно спрогнозировать федеральные тенденции и приоритеты, в результате  чего проекту Стратегии «Кубань-2030»  было достаточно лишь незначительных   корректировок, чтобы сегодня полностью соответствовать федеральной повестке.

И сейчас мы на финише: проект внесен губернатором Вениамином Кондратьевым на  рассмотрение в Законодательное Собрание края и включён в повестку ближайшей сессии.

Уже в среду, 28 ноября, депутатский корпус рассмотрит Стратегию одновременно с проектом краевого бюджета на очередную трехлетку. Я хочу акцентировать, что, несмотря на то, что это документы с разным горизонтом планирования, они, взаимоувязаны. Начиная с 2019 года и впредь, вся бюджетная и в целом экономическая политика региона, решения органов исполнительной власти края и действия местного самоуправления будут подчинены приоритетам Стратегии «Кубань – 2030».

Хотя Стратегия еще официально не принята и не получила статус Закона, её воплощение в жизнь уже началось, набирает обороты. Собственно, в самом документе 2018 год прописан как первый год реализации документа  — подготовительный.

Сейчас мы занимаемся приведением в соответствие с федеральным законом № 172-ФЗ региональной нормативно-правовой базы, взаимоувязываем с целевыми показателями Стратегии индикаторы долгосрочного и среднесрочного прогнозов социально-экономического развития региона, бюджетного прогноза края. В ближайшее время должны быть согласованы с целевыми показателями Стратегии все государственные программы Краснодарского края.

Кроме того, мы начали трансформацию региональной системы управления. Новая Стратегия предполагает реализацию её мероприятий путем проектного управления.   Поэтому для каждого флагманского проекта, напомню, их в Стратегии 7, формируются проектные команды, возглавляемые вице-губернаторами.

В муниципалитетах, а точнее – в специально образованных 7 территориально-экономических зонах края (Северная, Центральная, Восточная, Черноморская, Предгорная, Сочинская, Краснодарская агломерация), также формируются аналогичные проектные команды – Советы экономических зон – и пул приоритетных проектов.

Буквально на днях в Тимашевском районе мы провели рабочую встречу Совета Центральной экономической зоны, где рассмотрели предлагаемые главами районов варианты приоритетных проектов, обсудили инфраструктурные ограничения, мешающие их появлению на территории зоны. Получился достаточно конструктивный и живой диалог.

Я в очередной раз заострил внимание коллег на том, что в перечень приоритетных проектов нужно включать не плановые, уже ранее проработанные и презентованные на форумах, инвестиционные проекты, а новые идеи, способные решить наболевшие проблемы,  снимать барьеры для инвестиций.

Краю нужны прорывные идеи и предложения, которые позволили бы нам разогнать темп роста ВРП до 4—5 % в год. В таких проектах региональная администрация не только призывами и лозунгами готова участвовать, но и разделять риски, вкладываться финансово, если будет четкое понимание, что бюджетная поддержка обернется созданием новых, прорывных производств, рабочих мест, дополнительными поступлениями в казну.

Встречи представителей краевой власти в ближайшее время пройдут с Советами всех экономических зон. Более того, совместно с ЗСК КК мы уже подготовили план цикла  научно-практических конференций в экономических зонах. На этих конференциях собираемся также уделить внимание анализу потенциала зон и обсуждению первоочередных мер для обеспечения ускоренного экономического роста.

 

Игорь Петрович, финансовый год подходит к концу. Подведите предварительные итоги. Если говорить об экономических показателях по итогам 2018 года, есть ли уже итоговые цифры по сборам в бюджет, росту в отраслях,  ВРП?

 

Говорить об окончательных итогах, конечно, преждевременно. Но и текущих результатов достаточно, чтобы утверждать, что Кубань остается территорией опережающего развития, а региональная экономика —  одной из крупнейших в стране. Мы пятые уже на протяжении трех лет и, считаю, что реализуя новую «Стратегию «Кубань-2030» можем претендовать на подъем в рейтинге.

Сейчас ВРП (прим. статданные за 10 мес) достиг  101,9%.

В отраслевом разрезе самые быстрые темпы роста в транспортном и промышленном комплексах – прирост на 3,3%.

Думаю, что в декабре показатели подрастут еще. Перспективы на транспорте связаны с опережающим ростом трубопроводного и авиатранспорта, а также активной работой портовых терминалов и стивидорных кампаний.

Что касается промышленности, то здесь продолжается реализация мер, направленных на повышение конкурентоспособности региональных товаропроизводителей, не исчерпан потенциал импортозамещения в отрасли, активно  работает Фонд развития промышленности края. Все это соответствует поручению губернатора, который неоднократно говорил, что Кубань не может оставаться исключительно аграрным и туристическим краем,  а должна наращивать промышленные мощности.

При этом, хочу отметить, что и сельское хозяйство, и туризм свой вклад в экономику  ни в коем случае не сокращают.

И если сельское хозяйство, как я уже говорил, в силу объективных факторов в этом году серьезного роста не продемонстрирует, то санаторно-курортный комплекс к концу года прирастет примерно на 2%, постоянно расширяя предложение. Сегодня отдых в Краснодарском крае  — это не только посещение побережья, но еще и горнолыжных трасс, этнокомплексов, музеев под открытым небом, гастрономический туризм, большой выбор культурных и спортивных мероприятий.

Динамично развивается потребительский рынок. В розничной торговле темпы роста 103,3%. В общественном питании, оптовой торговле и предоставлении платных услуг населению – до  2 %.

В сентябре, наконец, вернулось в положительную область развития строительство. Эту тенденцию мы сохраняем. По итогам 10 месяцев есть незначительный, но рост – 100,1%. До конца года, по прогнозу, он может достичь процента.

Эффект от успешной работы экономики мы видим в повышении уровня жизни населения края. Номинальные денежные доходы почти 33 тысячи — это выше чем в среднем по России на 5%.

Еще существеннее рост сложился по зарплате. Среднемесячная заработная плата выросла на 9,9% и составляет 32,9 тыс. рублей. Реальная зарплата в условиях инфляции 2,2% подросла на 7,6%.

На фоне благополучия экономики закономерно растут и доходы краевой казны.

По моим прогнозам мы перевыполним первоначальную задачу, поставленную губернатором, мобилизовать в консолидированный бюджет края 260 миллиардов рублей на 5-7 миллиардов.

На сегодняшний день в  консолидированный бюджет без учета федеральных средств уже поступило  более 240 млрд рублей. Динамика поступления доходов – 108 %.

Основной прирост доходов обеспечен хозяйствующими субъектами потребительской сферы, транспортной отрасли, топливного и агропромышленного комплексов.

В разрезе доходных источников высокая динамика поступления отмечена по платежам по налогу на имущество организаций (прирост 23,6 %), налогу на прибыль организаций (прирост 11,6 %), налогу по упрощенной системе налогообложения (прирост 23,4 %).

Хорошо в этом году поработали с недоимкой. К 1 ноября 2018 года её удалось сократить на 2,4 млрд рублей, или 24,4 %. Наибольшее снижение недоимки отмечается по транспортному налогу с физических лиц — на 52,6 %, по земельному налогу с физических лиц – на 50,7 %, налогу на имущество физических лиц – на 51,5 %.

Что касается выполнения майских указов Президента 2012 года, то в этом году завершается реализация поручений в части повышения средней заработной платы работников социальной сферы. Все запланированные целевые показатели средней заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы  безоговорочно достигнуты.

Ежегодно на эти цели в консолидированном бюджете предусматриваются финансовые ресурсы в полном объеме. Так, в 2018 году на доведение средней заработной платы работников бюджетных учреждений до установленного уровня дополнительно по сравнению с предыдущим годом выделено около 5 млрд рублей.

Яндекс.Метрика